Независимая оценка качества образования является важной составной частью управления качеством образования и занимает существенное место среди государственных приоритетов.
Нормативная основа независимой оценки системы образования в Российской Федерации находится на этапе становления, но ключевые позиции закреплены Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в ряде подзаконных актов.
Независимая оценка качества образования (НОКО) - это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций, включает оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций и подготовки обучающихся, учитывая степень усвоения ими образовательной программы или ее частей.
Процедуры НОКО осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг и призваны способствовать:
- развитию конкурентной среды;
- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
- сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
Каждая образовательная организация проходит процедуру НОКО не реже, чем один раз в три года и не чаще одного раза в год.
Оценка деятельности образовательных организаций основывается на обобщении открытой и доступной информации по результатам:
- анкетирования родителей (законных представителей) и / или обучающихся;
- мониторинга официальных сайтов образовательных организаций;
- анализа данных статистической отчетности образовательных организаций.
Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:
1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
- в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
- для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:
- оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
- определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
3. Заинтересованными организациями:
- для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.;
4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
- в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.;
5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:
- в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов и др.